четверг, 18 июля 2013 г.

Made in Astana - кто создает моду в Астане?

Последнее время, судя по количеству всевозможных модных мероприятий, создается впечатление, что фэшн-индустрия в Казахстане развивается бурными темпами. Не последнюю роль в этом играет проводимая дважды в год казахстанская неделя моды. Однако, большинство этих мероприятий проходит в Алматы. А как же обстоят дела в столице?




По запросу "модный дом Астана" в поисковике один из бизнес-каталогов Астаны выдает 51 наименование. Но большинство результатов - это магазины готовой импортной одежды, называющие себя «салонами моды», а также обычные ателье.

«Дом моды Ковалевой» - по-видимому, старейший из существующих на сегодняшний день домов моды в Астане. Если вам нужно сшить «кос етек» на «беташар», то вам сюда, поскольку в основном здесь представлена одежда в национальном казахском стиле.


Есть и другие ателье и швейные салоны, специализирующиеся на этой, пользующейся неизменным спросом, категории. Однако, при всем уважении к национальным корням, камзолы и шапаны вряд ли можно назвать модной одеждой.

Другое дело если эти национальные мотивы переосмыслены и стилизованы. Относительно недавно нестройные ряды астанинских дизайнеров одежды пополнила дизайнер из Москвы Жанар Еркингалиева. Изголодавшимся по эксклюзиву столичным модницам пришлась по вкусу ее одежда с умеренным использованием элементов национального декора, а также аксессуары в виде асыков.


Еще один дом моды расположился в самом престижном районе столицы –

в ЖК «Нурсая». Его хозяйка - Алима Мурзабекова- выпускница “InstitutoMarangoni”, также как и известный алматинский дизайнер Лария Джакамбаева.Отучившись в Италии по стипендиальной программе «Болашак», Алима открыла свой дом моды «Alima» в апреле 2011 года. Алматинцы имели возможность увидеть ее работы на казахстанской неделе моды, на которой она дебютировала в 2009 году, а также представила коллекции сезонов SSи AW2012.


Судя по всему, дом моды «Alima» стремится соответствовать своему высокому статусу и  создавать одежду, приближенную к понятию «кутюр».

Недавно, прочитала в Интернете еще об одном дизайнере, творящим свои изделия в Астане – Аяжан Жаксыбай с брендом класса люкс "AIAJAN". В прошлом финансист, а ныне дизайнер, в одном из интервью Аяжан признается, что не умеет ни шить, ни рисовать. Несмотря на этот казус, одежду она создает действительно достойную самых высоких похвал, в основном в расчете на зарубежный рынок. В Астане у нее имеется мастерская, а также проходят продажи в pop-up шоурумах.


Дальнейшие поиски астанинских дизайнеров не дали особых результатов. Негусто конечно, но с другой стороны, все необходимое вроде имеется: национальная одежда от Ковалевой и компании, прет-а-порте на каждый день, да еще и с национальным колоритом, от Жанар Еркингалиевой, одежда для светских мероприятий от Алимы Мурзабековой, а также манящая своей загадочностью одежда от Аяжан, причисляемая, с ее слов, к категории «деми-кутюр».

Конечно, если не ограничиваться только астанинскими дизайнерами, список значительно расшириться, ведь Алматы - гораздо более продвинутый в этой сфере город - всего в часе лету, и состоятельным клиентам не составит труда наведаться в южную столицу за модными обновками. Особым клиентам и ездить никуда не надо, уверена, что ради крупного заказа дизайнеры и сами сюда приедут, так сказать, любой каприз за ваши деньги. Есть у нас и бутики некоторых алматинских дизайнеров, например, Аиды Кауменовой в ТРЦ «Керуен» или сборная солянка дизайнерских вещей в бутике «Red Carpet» в ТРЦ «Сарыарка».

Но все же, хотелось бы, чтобы в соответствии со своим столичным статусом, Астана вносила более весомый вклад в развитие казахстанской фэшн-индустрии.

Попробуем предсказать недалекое будущее столичной моды и заглянем в Академию искусств "Шабыт". С одной из ее студенток, Даной Даутовой, я познакомилась в этом году, снимая уличную моду.


Дана охотно рассказала о своих студенческих буднях, и я была приятно удивлена, услышав пару имен преподавателей Жургеновки, у которых почти двадцать лет назад училась сама. Посвятив немалое количество лет изучению этой профессии и зная не понаслышке насколько это сложный бизнес и туманность перспектив для выпускников факультета «дизайн одежды», я спросила у Даны, что она думает о своем профессиональном будущем:

«Из этой отрасли я не уйду, это точно. К этому я стремилась с 9 лет. Сложностей как и везде хватает: неразвитая отечественная текстильная промышленность, слабая система арт-менеджмента, дефицит специалистов – но на то мы и учимся, чтобы поднять уровень казахстанской моды. Я хочу заниматься не только дизайном, но и маркетингом в этой же сфере. Думаю, нужно уметь совмещать и получать пользу от их симбиоза. Мне кажется, в наше время очень сложно создавать что-то новое, мода повторяется. Но я хочу работать над синтезом этно- и современного городского стиля.


Думаю, мода не должна быть навязчивой, она лишь должна помогать в выражении своего «я». Поэтому надеюсь создать в ближайшем будущем что-то легкое, рациональное и самобытное.»

Достаточно трезвая оценка ситуации и похвальный патриотизм. Надеюсь, Дана и другие студенты академии «Шабыт» не растеряют своего вдохновения и желания преобразовывать казахстанскую моду, и у них все получится.

На этом, пожалуй, закончу свой краткий обзор моды в Астане. Возможно, я кого-то упустила, если так, было бы интересно узнать о них в ваших комментариях.

2 комментария:

  1. Спасибо за отличную статью. Есть также молодые дизайнеры в Астане, о которых пока мало известно и слышно. По видимому нет финансов на раскрутку...

    ОтветитьУдалить